Жилищный кодекc Российской Федерации (ЖК РФ) комментариями к статьям

Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 250-ФЗ в часть 2 статьи 52 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции


2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ в часть 5 статьи 26 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ) часть 4 статьи 52 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ) часть 5 статьи 52 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ в часть 6 статьи 52 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

<Статья 51 | Статья 52 | Статья 53>

Научно-практический комментарий:

1. Согласно общему правилу жилье по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Исключение составляют случаи, установленные ЖК РФ. Это в первую очередь касается категорий граждан, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которым жилые помещения предоставляются вне очереди.
2. На учет для получения жилья принимается либо вся семья, либо один или несколько членов семьи (например, обра-зовавший свою семью сын нанимателя жилого помещения).
Граждане, сохраняющие право на жилое помещение по месту жительства (временное отсутствие), могут быть призна-ны нуждающимися и приняты на учет по месту жительства (сохраняемого помещения). Данная позиция основана на поло-жениях ст. 71 ЖК РФ, согласно которой временное отсутствие нанимателя, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.
3. Граждане принимаются на учет по заявлению, поданному в соответствующий орган по месту жительства (см. ком-ментарий к ст. 51). Учет не по месту жительства возможен только в случаях и в порядке, которые установлены законодательством (см. комментарий к ст. 52).
Недееспособные граждане принимаются на учет по заявлениям их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).
Для постановки на учет необходимы документы, подтверждающие право гражданина на признание его нуждающимся в жилье (определение семьи в качестве малоимущей; условия проживания в занимаемом помещении; непригодность помещения для проживания; размер занимаемой площади и проч.).
Как правило, такие документы имеют утвержденную форму (например, медицинское заключение о заболевании выда-ется соответствующей службой лечебно-профилактического учреждения).
Лиц, принятых на учет нуждающихся, регистрируют в учетных документах (специальная книга учета, специальная форма списков очередников). Процедура зачисления на учет (выдача расписки в получении документов, жесткие сроки рас-смотрения заявления о принятии на учет и сопутствующих документов - ч. 4 и 5) свидетельствует о придании данному по-рядку большого значения; это существенная позиция законодателя.
Принятое решение согласно ч. 6 ст. 52 и ч. 3 ст. 54 ЖК РФ обязательно доводится до сведения заявителя: в случае по-ложительного решения - выдачей соответствующего документа, в случае отрицательного - письменным сообщением (реше-ние) об отказе.
4. На учете нуждающихся в жилых помещениях могут состоять лишь те, кто признан таковыми по правилам ст. 49 Ко-декса. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, он может выбрать, на какой учет встать (а может состоять на учете по всем основаниям).
5. Частью 7 комментируемой статьи предусмотрено, что порядок ведения учета граждан органом местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ.
6. Особого разговора заслуживают Методические рекомендации (по определению порядка учета нуждающихся в жи-лье и предоставления жилых помещений по договору социального найма), утв. Приказом Министерства регионального раз-вития РФ от 25.02.2005 N 18 <1>.
--------------------------------
<1> Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2005. N 6 (ч. II).

К сожалению, документ содержит ряд погрешностей. Основной (главной) его "рекомендацией" должно быть неукос-нительное соблюдение норм Жилищного кодекса РФ. Однако в Методических рекомендациях допускаются искажения ряда норм, предлагаются позиции, не основанные на положениях ЖК РФ. Так, п. 25 предусматривает в качестве основания снятия с учета нуждающихся приобретение гражданами жилья за счет бюджетных средств. Тогда как согласно п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ основанием снятия с учета является получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. При этом перечень ст. 56 является закрытым.
Хотелось бы обратить внимание на Постановление Совета Министров РСФСР от 31.07.84 N 335, принятое в связи с введением в действие Жилищного кодекса РСФСР. Этим Постановлением были утверждены Примерные правила учета гра-ждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.
Примерные правила во всех подробностях обозначали процедуру постановки на учет нуждающихся в жилье: подача заявления с необходимыми приложениями к нему; сроки рассмотрения заявления; ведение книги учета; формирование учет-ного дела, которое содержит все необходимые документы, являющиеся основанием постановки на учет, и проч., а также процедуру снятия с учета.
Примерные правила могли бы быть использованы при подготовке порядка ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (ч. 7).
Согласно ст. 15 Кодекса объектом жилищных прав является изолированное жилое помещение, пригодное для посто-янного проживания. Непонятно, почему в п. 37 Методических рекомендаций такие требования должны зависеть от "условий данного населенного пункта".