Жилищный кодекc Российской Федерации (ЖК РФ) комментариями к статьям

Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма


1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

<Статья 48 | Статья 49 | Статья 50>

Научно-практический комментарий:

1. Согласно ст. 49 жилье, которое предоставляется гражданам по договору социального найма, может относиться только к двум жилищным фондам - государственному и муниципальному.
Муниципальный фонд предназначен в первую очередь для предоставления жилья нуждающимся в нем малоимущим гражданам. Государственный (федеральный и субъектов РФ) - для категорий граждан, которые хотя и не являются мало-имущими, но определены (как имеющие право на жилье по договору социального найма) федеральным законом, указом Президента РФ, законом субъекта РФ и тоже признаны нуждающимися в жилье - по основаниям, установленным ЖК РФ, другим федеральным (субъекта РФ) законом или указом Президента РФ.
2. Предоставление гражданам жилья по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде регулируется ч. 2 комментируемой статьи.
При этом должны быть соблюдены следующие условия:
а) признание гражданина малоимущим. Малоимущими граждан признают органы местного самоуправления в поряд-ке, установленном законом соответствующего субъекта РФ. Учитывая полномочия органов государственной и муниципаль-ной власти, "схема" такого признания выглядит следующим образом:
порядок определения размера дохода и стоимости имущества (находящегося в собственности и подлежащего налого-обложению) в целях признания граждан малоимущими устанавливают субъекты РФ (п. 3 ст. 13 ЖК РФ);
размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости указанного имущества - в тех же целях - устанав-ливают органы местного самоуправления (п. 2 ч. 1 ст. 14);
б) признание гражданина нуждающимся в жилом помещении (см. комментарий к ст. 51);
в) проживание в данном населенном пункте.
Предусмотренные комментируемой статьей граждане имеют право на получение жилья по договору социального найма, если они нуждаются в жилых помещениях. Основания признания исчерпывающе (перечень закрыт) изложены в ст. 51 ЖК РФ.
Что касается "проживания в данном населенном пункте" как основания обеспечения жильем, то согласно ст. 52 Кодек-са на учет в качестве нуждающихся граждане принимаются по месту своего жительства. Принятие на учет в другом месте возможно лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством. Статьей 57 Кодекса установлено, что по дого-вору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответст-вующего населенного пункта).
3. В отношении признания граждан малоимущими хотелось бы обратить внимание на следующее.
Методическими рекомендациями по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях обеспечения их жильем (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 N 17) предложено функциями оценки доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими наделить органы местного самоуправления, уполномоченные вести учет и распределение жилья в муниципальных образованиях. Такая рекомендация более чем сомнительна. У данных органов местного самоуправления иные цели и задачи (учет нуждающихся в жилье, пре-доставление гражданам жилых помещений).
Для столь трудоемкой работы - оценки доходов и стоимости имущества следует создавать специальные службы (ко-миссии) органов местного самоуправления с привлечением представителей органов труда и социального развития, финансовых налоговых органов, органов опеки и попечительства и т.п. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, определен Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3374.

Этим Постановлением определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитываются все виды доходов, полученных каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином, в денежной и натуральной формах, в том числе:
все предусмотренные системой оплаты труда выплаты;
средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
доходы от реализации и сдачи в аренду недвижимого имущества, транспортных и иных средств и т.п.
Установление порядка определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими отнесено к компетенции субъекта РФ. Приведенное выше Постановление Правительства РФ может служить "ориентиром" для решения данного вопроса. Можно в этом плане упомянуть также Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1257.

4. Помимо указанных в ч. 2 комментируемой статьи существуют такие категории граждан, которые имеют право на получение жилья (по договору социального найма) из федерального жилищного фонда и фонда субъектов РФ. При этом учетная норма, норма предоставления жилья и т.д. нередко значительно отличаются от положений ЖК РФ. Может быть предусмотрено также право на льготное получение жилья (см. комментарий к ст. 57).
Как и лицам, обозначенным в ч. 2 ст. 49, этим категориям граждан жилье может предоставляться из муниципального жилищного фонда при наличии следующих условий:
муниципальные органы в установленном порядке наделяются государственными полномочиями на предоставление таких жилых помещений;
жилье предоставляется в порядке, определенном ЖК РФ, если иное не установлено федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
5. Определяемая в Жилищном кодексе РФ нуждаемость в жилье служит основанием для вступления в члены ЖК и ЖСК. Согласно ст. 111 ЖК РФ категории граждан, указанных в комментируемой статье, имеют преимущественное право на вступление в жилищные кооперативы, организованные при содействии органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) или органов местного самоуправления.